Sss-resurs.ru

Доставка стройматериалов
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологии строительства дымовых промышленных труб

Технологии строительства дымовых промышленных труб

Аннотация

В данной статье рассмотрены наиболее распространенные способы возведения дымовых промышленных труб.

При техническом диагностировании дымовых промышленных труб, для понимания причин возникновения тех или иных дефектов, предотвращения их появления в дальнейшем, необходимо знать и учитывать материалы, из которых изготовлен объект, их свойства, особенности работы в различных условиях, а так же саму технологию строительства трубы, что позволяет изначально с большей вероятностью определить те элементы конструкции, которые наиболее подвержены образованию дефектов.

При появлении первых дымовых труб, они строились из кирпича (см. рис. 1). Он долгое время и оставался для них главным материалом. Множество таких сооружений и по сей день находится в эксплуатации. В основном они принадлежат предприятиям тепловых сетей и котельным различных заводов. Недостатки кирпича стали очевидны с ростом высоты строящихся труб. Стало ясно, что прочностные пределы кирпича не удовлетворяют новым требования, он недостаточно хорошо работает на сжатие. Строители еще некоторое время пытались возводить трубы большой высоты из старого материала, подбирая сам кирпич и связующие растворы с особыми качествами. Самая высокая в мире кирпичная труба появилась в 1919 году в США, в городе Анаконда, штат Монтана, ее высота 178,3 м, диаметр у основания 23 м, у вершины 18 м, толщина стены у основания 1,8 м. Однако, уже в двадцатые годы прошлого века на смену кирпичу пришел бетон (см. рис. 2). Но кирпич не утратил актуальности. В нашей стране свидетельством этому является массовое возведение относительно невысоких промышленных кирпичных труб в пятидесятых – восьмидесятых годах прошлого века, которые мы до сих пор можем наблюдать на огромном количестве предприятий. Кроме железобетонных и кирпичных, широкое распространение получили металлические дымовые трубы, кроме того, появились трубы из композитных материалов.

Любая дымовая труба представляет собой стержень, консольно защемленный в основании. Под трубой заливается бетонная плита. Если плита опирается на сваи, ее площадь можно сделать меньше, если не опирается, приходиться эту площадь увеличивать. Над плитой устанавливается стакан – круглое основание для трубы. Для сооружения железобетонных труб используют в настоящее время два метода – подъемно-переставной опалубки и скользящей опалубки. Первый метод проще и дешевле, но гораздо сложнее и уступает в качестве ствола.

Рисунок 1. Кирпичная дымовая труба

При строительстве методом подъемно-переставной опалубки внутри будущей трубы, на фундаменте устанавливают «шахтный подъемник». Это специальная наращиваемая решетчатая конструкция. С ее помощью поднимают арматуру и бетон. Кроме того, она является опорой электромеханического подъемника – «подъемной головки», к которому подвешивается круглая

площадка, с которой свисает внешняя часть опалубки. Внутренняя (переставная) часть опалубки монтируется дополнительно. После сборки и закрепления опалубки, в нее устанавливают арматуру и заливают бетонный раствор. Застывая, бетон обретает конструктивную прочность, после этого площадку поднимают, и процесс повторяется. Труба нарастает кольцами, каждое из которых имеет внутренний выступ, который называется консолью. Консоль служит для крепления внутренней оболочки трубы – футеровки. Футеровку выполняют из огне– и кислотоупорного кирпича. Она состоит из отдельных колец, при этом каждое опирается на свою консоль. Между футеровкой и железобетонным стволом находится теплоизолирующая прослойка из минеральной ваты. Бывают случаи, когда между стволом и футеровкой оставляют пространство, не заполненное минеральной ватой.

Читайте так же:
Как нарисовать камин кирпичи

Такая конструкция трубы должна защитить сооружения от негативного влияния отводимых газов, имеющих высокую температуру. Кроме температурного воздействия, газы могут вызвать образование в трубе агрессивной кислотной среды. В них присутствуют соединения серы, и в случае если в трубе образуется «точка росы», начинается конденсация газообразных отходов. Особенно это становится опасным, если в качестве топлива для котлов используется мазут. Так как в трубе присутствует водяной пар, то сернистые соединения дают с ним серную кислоту. Образование такого агрессивного конденсата представляет для трубы большую опасность. Если имеет место сильный перепад температур наружного воздуха и дымовых газов внутри трубы, начинается миграция влаги: проникая внутрь железобетонного ствола, кислота начинает разъедать арматуру и камень. На наружной поверхности труб иногда можно увидеть белесые пятна – это и есть конденсат, проникающий сквозь футеровку и ствол. Зимой такая влага превращается в лед. Чтобы снизить проницаемость футеровки для конденсата, футеровку покрывают специальными составами. При наладке котлов стараются добиться такой температуры отводимых газов, чтобы избежать возникновения «точки росы» внутри трубы.

Если же котлы работают на угле, тогда образуется налет, который хорошо защищает кирпич футеровки.

Рисунок 2. Железобетонная дымовая труба

Кроме метода подъемно-переставной опалубки, последние 50 лет используется и метод скользящей опалубки. Его родоначальники – шведы. Суть метода заключается в том, что рабочая площадка с опалубкой поднимается на домкратных стержнях, которые остаются в бетоне. Укладка бетона идет слоями по 20—30 см, как только слой обретает конструктивную прочность, на него укладывается следующий. Такой метод позволяет наращивать трубу без разбора и сбора опалубки, строительный процесс практически непрерывен. Скорость подъема ствола трубы 3 м в сутки и более. Недостатком метода является его большая сложность, невозможность применения при минусовых температурах (постоянно подающийся жидкий раствор может замерзнуть), оборудование для него изготавливают лишь зарубежные фирмы, необходимость наличия больших мощностей для непрерывного подвоза бетона.

Для того чтобы возводить трубы зимой, используют специальное сооружение – «тепляк», окружающее строительную площадку. В нем положительная температура поддерживается с помощью калорифера.

Альтернативой кирпичным и железобетонным трубам служат трубы металлические (см. рис. 3). Для объектов небольшой производительности дымовая металлическая труба представляет собой сооружение из ствола, как правило, это несколько секций, соединенных стыковыми сварными швами, которые часто усиливают накладками или косынками. Это могут быть как пластины, так и уголок. Ствол устанавливается на металлическую опорную плиту, лежащую на бетонном основании и крепящуюся к нему анкерными болтами. Ствол приваривается к плите и дополнительно проводится усиление этого узла косынками, которые соединяют сварным швом с одной стороны со стволом трубы, а с другой с опорной плитой. Для устойчивости трубу снабжают растяжками, иногда в несколько поясов, которые крепятся на бетонные якоря. Подвод дымовых газов от котлов к трубе осуществляется с помощью газоходов. Газоходы могут быть надземными и подземными. Обычно они выложены из кирпича, надземная часть оштукатурена, однако, встречаются и газоходы, выполненные из металлических труб. Часто используются дымососы. Как правило, такие трубы отдельно стоящие.

Читайте так же:
Гидронасос для лего кирпича

Рисунок 3 Отдельно стоящая металлическая труба

На объектах, требующих применение более крупных и высоких труб, часто применяют трубы, закрепленные в несущем портале, который является

решетчатой фермой. Возведение металлических труб проще технологически, их проще ремонтировать, но они менее долговечны. Для подъема металлических колец используют тяжелые краны. Из-за дороговизны этих машин строители стали использовать и другой способ монтажа. На всю высоту трубы строится решетчатая легкосборная ферма, а уже внутри нее монтируют трубу из металлических колец. Ее наращивают или сверху (секции поднимаются вверх лебедками), или снизу, тогда построенная часть поднимается на домкратах.

Как видим, сооружение трубы сложный процесс, на каждом этапе которого могут возникнуть дефекты, которые впоследствии, со временем, а особенно при неблагоприятных условиях эксплуатации, к примеру, при поступлении химически агрессивных газов с влажностью выше и температурой ниже проектных значений, могут значительно сократить срок службы трубы, или привести к необходимости сложного и дорогостоящего ремонта. При экспертизе промышленной безопасности, специалистам ее проводящим, приходится учитывать всю совокупность факторов, влияющих на техническое состояние трубы с момента ее возведения и далее, на протяжении всего времени работы сооружения.

Список литературы

Справочная нормативная система NormaCS. Лицензия 41456/NCS-2013 выдана ООО «ЭкспертСервисПроект», г. Уфа.

СП 13-101-99 Правила надзора, обследования, проведения технического обслуживания и ремонта промышленных дымовых и вентиляционных труб. Приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 14.07.1999 г. № 2

Если ремонт текущего плана относится к профилактическим работам, то капремонт – более сложный и ответственный этап, который должны выполнять настоящие мастера своего дела. Специалисты должны выявлять повреждения, заменять непригодные к эксплуатации детали, а также, при необходимости, менять футеровки, части ходовых лестниц, усиливать ствол трубы и фундамент. К тому же потребуется учитывать назначение высотного сооружения и материал, из которого оно изготовлено.

Ремонт оголовка промышленной дымовой трубы – один из важных моментов

Ремонт оголовка дымовой трубы относится к самым сложным процедурам во всем ремонтном процессе железобетонных конструкций. Эта часть сооружения сильно изнашивается, ведь именно на нее приходится основная нагрузка. Снаружи ее разрушают негативные природные явления, а изнутри – нагретый воздух. Обычно приходится частично менять оголовок, но бывают ситуации, когда требуется полная замена.

Читайте так же:
Михайловский кирпич волгоградской области

Ремонт футеровки

У кирпичных дымовых труб довольно часто повреждается футеровка, которая необходима для увеличения огнестойкости и защиты от термического и химического воздействий. В роли футеровки может выступать кирпич или бетон.

Время – основной враг футеровки. Она может разрушаться либо полностью, либо частично, но в любом случае потребуется разобрать поврежденный участок кирпичной кладки, заменить на новую, аккуратно соединить со старой кладкой.

Ремонт газоходов

Работы по ремонту металлических промышленных дымовых труб кардинально отличается от ремонтных работ кирпичных и железобетонных аналогов.

Как показывает практика, именно газоходы повреждаются быстрее всего. Стальная поверхность покрывается антикоррозийными составами – изнутри, теплоизолирующими материалами – снаружи. Незначительное повреждение защитного слоя отразится на состоянии всей конструкции.

Кирпичные дымовые трубы, обслуживающие промышленные объекты

Кирпичный дымоход

Форма кирпичных дымоходов представляет собой усеченный конус. Их конструкция состоит из нескольких обязательных элементов:

  • фундамента;
  • кирпичного ствола с внутренней футеровкой;
  • цоколя;
  • оголовка с металлическим колпаком;
  • стяжных колец;
  • светофорных площадок, лестниц или лестничных скоб;
  • молниезащиты.

Фундамент представляет собой бетонную или железобетонную конструкцию в виде усеченного конуса или цилиндра, установленного на опорную плиту в виде многоугольника, либо круга. Ствол трубы состоит из поясов, отличающихся друг от друга толщиной стенки. Каждый вышеукладываемый пояс получается тоньше предыдущего за счет уступов в кладке.

Количество, высоту и толщину поясов кирпичной трубы определяют в зависимости:

  • от требуемой высоты и диаметра дымохода;
  • собственной массы конструкции;
  • внешних нагрузок и факторов.

Кирпичную кладку производят с вертикальным и кольцевым армированием. Футеровку ствола выполняют в зависимости от расчетной температуры отводимых газов:

  • до 500 градусов – из обычного кирпича;
  • более 500 градусов – из шамотного кирпича.

Между кладкой и слоем футеровки оставляют зазор. Если предполагается, что температура внутри ствола будет составлять более 300 градусов – в зазор укладывают теплоизолирующий слой из минеральной ваты.

Снаружи трубу обхватывают стяжными кольцами из стальных полос толщиной до 10мм (для возможности восприятия температурных напряжений). Устанавливают их с шагом до 150см, а скрепляют – стяжными замками.

Футеровка

4. Маркировка, хранение и транспортирование

4.1. Кирпич должен иметь на одной из сторон клеймо с обозначением товарного знака предприятия-изготовителя.

4.2. Каждая партия кирпича, отгружаемая потребителю, должна сопровождаться паспортом, в котором указывают:

а) наименование предприятия-изготовителя и его подчиненность;

б) номер партии и дату изготовления;

в) тип и марку кирпича;

г) количество кирпича в партии;

д) результаты испытания на прочность при сжатии и изгибе, водопоглощение и морозостойкость;

Читайте так же:
Кирпич характеристики видов кирпича

е) количество половняка в процентах от партии;

ж) обозначение настоящего стандарта.

4.3. Кирпич должен храниться в пакетах на подкладках или поддонах раздельно по маркам и типам.

При хранении не разрешается устанавливать поддоны с кирпичом друг на друга выше двух рядов.

4.4. Кирпич перевозят пакетами на поддонах или без них с укладкой, обеспечивающей сохранность кирпича при транспортировании и механизированную его погрузку и выгрузку.

4.5. Погрузка кирпича навалом (набрасыванием) и выгрузка его сбрасыванием запрещается.

Изготовление дымовых труб

Дымовые промышленные трубы небольшой высоты (до 80 м) изготавливаются, как правило, из кирпича. Сооружения большей высоты целесообразнее строить из бетона или железобетона. Так удается снизить их себестоимость. В отдельную категорию можно вывести трубы для отвода горячих газов (более 500 градусов). Для них используется металл или кирпичная кладка. Футеровка таких труб является обязательной.

Футеровка газовых труб выполняется из обычного или огнеупорного кирпича. Она может выполняться как с зазором между трубой и футеровкой, так и без него. Если зазор имеется, то он может быть вентилируемым или невентилируемым.

Любая труба состоит из: alt=»Молниезащита промышленных труб» width=»142″ height=»300″ />

  • кирпичного или бетонного фундамента,
  • ствола,
  • комплекта фурнитуры.

Нижняя часть любого дымоотвода (5-8 метров) называется цоколем, а верхняя часть — головкой. К фурнитуре относятся усилительные скобы (для кирпичных сооружений), лестницы или скобы для монтажников, площадки для размещения световой сигнализации, а также молниезащита.

Молниезащита промышленных дымовых труб состоит из молниеприемника и заземления, которые соединены между собой токопроводящим проводом. В качестве молниеприемника и заземления используются газовые металлические трубы. По своей форме дымоотвод изготавливается в виде усеченного конуса, постепенно сужаясь кверху.

Трубы промышленные дымовые из кирпича

Кирпич является наиболее популярным материалом для создания подобных конструкций. В былые годы вообще не было бетонных сооружений, так как были очевидные проблемы с подъемной техникой. Кирпич же можно укладывать вручную, что делает подобное строительство достаточно быстрым процессом.

Дымовые трубы из кирпичаФундамент дымовой промышленной трубы представляет собой бетонную плиту в основании цилиндрического стакана. Фундамент обычно изготавливается из бетона или железобетона. Весь ствол разбит на пояса, каждый из которых по толщине своих стенок уступает предыдущему поясу. Между собой пояса разделяются уступами, выполненными на внутренней стороне ствола.

Как правило, соседние пояса имеют различие в толщине своих стенок в половину кирпича. Различные пояса могут иметь различную высоту, которая зависит от общей массы конструкции и нагрузки на трубу.

Толщина стенок верхнего пояса составляет один кирпич (если диаметр трубы менее 3 м) или полтора кирпича (при диаметре более 3 м). Существует и ограничение по высоте для верхнего пояса. Она ограничена 12 метрами при толщине стенок в 1 кирпич.

Дымовые трубы промышленные обязательно должны иметь армирование. Для этого используют кольцевую арматуру, которую укладывают в швы между рядами кирпича по периметру кладки.

Кольцевая арматура прокладывается в каждый четвертый ряд кирпича по высоте. Кроме того, применяют и вертикальное армирование стальными стержнями, состыкованными между собой.

Снаружи все кирпичные трубы охватываются защитными кольцами, которые защищают конструкции от теплового разрушения. Кольца изготавливаются из стальных полос толщиной около 1 см. Они состоят из отдельных звеньев, соединяемых между собой замками. Шаг расположения колец составляет 0,5-1,5 м.

Читайте так же:
Коэффициент теплопроводности кирпича по плотности

Все ближе к небу

Все, конечно, начинается с фундамента, и тут аналогии с небоскребом напрашиваются сами собой. Подобно ядру высотного здания, дымовая труба — это стержень, консольно защемленный в основании. Как под будущей трубой, так и под будущим небоскребом заливается бетонная плита. Плита может опираться на сваи, а может и не опираться, но в последнем случае придется значительно увеличить ее площадь. Поскольку дымовые трубы строятся, как правило, в стесненных условиях промышленных территорий, сваи обычно используют. Над плитой устанавливается так называемый стакан — круглое основание будущей трубы.

Сооружение трубы в чем-то сходно с монолитным строительством зданий — она поэтапно растет вверх. Разница лишь в том, что в распоряжении трубокладов не просторные этажи, а пространство, ограниченное диаметром трубы — всего несколько метров. Существует два основных метода сооружения труб — подъемно-переставной опалубки и скользящей опалубки. Первый метод технологически проще, дешевле, но уступает второму в скорости работ и в качестве железобетонного ствола трубы.

Если трубу возводят методом подъемно-переставной опалубки, то на фундаменте (внутри будущей трубы) устанавливают наращиваемую решетчатую конструкцию — «шахтный подъемник». Он используется для подъема наверх строительных материалов (арматуры, бетона), а также служит опорой для электромеханического подъемного механизма — «подъемной головки». К головке подвешивается круглая площадка, с которой свисает внешняя часть опалубки. Внутренняя (переставная) часть опалубки монтируется дополнительно. Опалубка собрана, закреплена, в ней установлена арматура, туда заливают бетонный раствор. После того как бетон застывает и обретает конструктивную прочность, головка поднимает площадку на 2,5 м. Все повторяется снова. Таким образом труба нарастает кольцами, и каждое из этих колец имеет внутренний выступ, так называемую консоль. Зачем она?

Осенью 2006 года наша компания проводила демонтаж промышленной кирпичной дымовой трубы котельной на территории бывшей Томилинской птицефабрики, сейчас перепрофилированной в современный складской комплекс. Высота кирпичной трубы была 30 м, диаметр у основания 3 м.

Демонтаж промышленной кирпичной дымовой трубы включал в себя следующие виды работ: демонтаж стягивающих поясов трубы; демонтаж скоб; разборка кирпичной кладки трубы; очистка площади от строительного мусора; погрузка и разгрузка строительного мусора.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector